Живописная финифть – это не просто художественная роспись, а давний вид искусства, рожденный еще древними византийскими мастерами.
Умельцы тех времен расписывали изделия измельченным стеклянным порошком, что делало их яркими, лучезарными и долговечными. Уже на заре Х века технология росписи покорила Русь и навсегда укоренилась в ней. В те времена нашим предкам доводилось работать не со стеклом, а с настоящими самоцветами.
Развитие мастерства на Руси
Сердцем зарождения финифтийского искусства на Руси стал Ростов Великий. Будучи центром православных святынь, город привлекал паломников из разных уголков русской земли. Странники желали унести с собой памятный кусочек святыни, и появилась надобность в изготовлении небольших, но привлекательных изделий. Такие иконы не имели в обрамлении драгоценных металлов, однако восхищали взор лучезарной игрой образов и были доступны в цене. Изящную и долговечную живопись стали также применять в обрамлении церковной фурнитуры: крестов, литургических наборов, священных убранств.
В современном виде техника финифти сформировалась в ХVII веке после изобретения огнеупорной краски на эмалевой основе. К середине ХІХ века финифть пользовалась такой популярностью, что в Ростове мастера работали в каждом втором дворе.
В советские времена религиозная тематика стала не популярной, и мастерам пришлось специализироваться на оформлении портретов вождей, эмблем с тематикой о содружестве и росписи мелких бытовых изделий. После окончания Второй Мировой войны настали, пожалуй, самые трудные времена для ростовских финифтянщиков. Мастерам доводилось выживать, изготавливая самые примитивные изделия, и развитие финифти как искусства отошло на второй план.
Волшебство процесса
Сегодня фабрика «Ростовская финифть» работает с широким спектром заказов, мастера пишут как иконы и цветы, так и нефтяные вышки. Вначале процесса изготавливают медную основу и придают ей нужный объем и форму. После этого покрывают базовым покрытием путем высевания эмалевого порошка на медь. Изделие выдерживают в печи, в результате чего получается готовая для росписи пластина, на которой делается клише будущего изображения. Затем картина прописывается эмалевыми красками в несколько этапов, между каждым из которых изделие отправляют в печь. Заключительным штрихом процесса является обрамление изделия оправой, что придает окончательный оттенок шедевру.
Сегодня финифть остается элитарным видом промысла в Ростове и проживает, лучшие времена своего развития. Самым востребованным направлением остается роспись изысканных и лучезарных икон.