Ростовская финифть - магия огненной росписи

11 марта 2018

Живописная финифть – это не просто художественная роспись, а давний вид искусства, рожденный еще древними византийскими мастерами.

Умельцы тех времен расписывали изделия измельченным стеклянным порошком, что делало их яркими, лучезарными и долговечными. Уже на заре Х века технология росписи покорила Русь и навсегда укоренилась в ней. В те времена нашим предкам доводилось работать не со стеклом, а с настоящими самоцветами.

Развитие мастерства на Руси

финифть, купить, украшение, ростов

Сердцем зарождения финифтийского искусства на Руси стал Ростов Великий. Будучи центром православных святынь, город привлекал паломников из разных уголков русской земли. Странники желали унести с собой памятный кусочек святыни, и появилась надобность в изготовлении небольших, но привлекательных изделий. Такие иконы не имели в обрамлении драгоценных металлов, однако восхищали взор лучезарной игрой образов и были доступны в цене. Изящную и долговечную живопись стали также применять в обрамлении церковной фурнитуры: крестов, литургических наборов, священных убранств.

В современном виде техника финифти сформировалась в ХVII веке после изобретения огнеупорной краски на эмалевой основе. К середине ХІХ века финифть пользовалась такой популярностью, что в Ростове мастера работали в каждом втором дворе.

В советские времена религиозная тематика стала не популярной, и мастерам пришлось специализироваться на оформлении портретов вождей, эмблем с тематикой о содружестве и росписи мелких бытовых изделий. После окончания Второй Мировой войны настали, пожалуй, самые трудные времена для ростовских финифтянщиков. Мастерам доводилось выживать, изготавливая самые примитивные изделия, и развитие финифти как искусства отошло на второй план.

Волшебство процесса

финифть, ростовская

Сегодня фабрика «Ростовская финифть» работает с широким спектром заказов, мастера пишут как иконы и цветы, так и нефтяные вышки. Вначале процесса изготавливают медную основу и придают ей нужный объем и форму. После этого покрывают базовым покрытием путем высевания эмалевого порошка на медь. Изделие выдерживают в печи, в результате чего получается готовая для росписи пластина, на которой делается клише будущего изображения. Затем картина прописывается эмалевыми красками в несколько этапов, между каждым из которых изделие отправляют в печь. Заключительным штрихом процесса является обрамление изделия оправой, что придает окончательный оттенок шедевру.

Сегодня финифть остается элитарным видом промысла в Ростове и проживает, лучшие времена своего развития. Самым востребованным направлением остается роспись изысканных и лучезарных икон.